Под Древнерусским государством понимается большое раннефеодальное государство, возникшее в результате объединения Славии (Новгородской Руси) и Куявии (Киевской Руси). Новгородский князь Олег сначала занял Киев, потом Смоленск, потом Любеч. Т.к. Киев перед Новгородом имел ряд преимуществ, то столицей был выбран Киев. Киев ближе к Византии, интерес к которой увеличивался по мере хозяйственных и политических успехов Киевской Руси; Киев был также близок к странам, расположенным по побережьям Черного и Азовского морей (Дунайская Болгария, Крым, Хазарское царство). Киев был удобным центром, откуда можно было держать в своих руках и далекий Новгород. При Олеге были установлены определенные дани с ильменских славян, кривичей и мери, наложена и ежегодная дань на Новгород. Олег разбил хазар, включил в состав крепнувшего государства соседние славянские племена - древлян, северян и радимичей. Следует отметить, что объединение славянских племен в единое Древнерусское государство происходило очень болезненно. Каждое племя долго и упорно защищало свою независимость. Например, славяне, проживавшие между Днестром и Дунаем, сдались только приемнику Олега Игорю… В 9 веке у славянских племен наступает ранний феодализм (первобытнообщинная формация сменяется феодальной). Социальные изменения непременно влекут за собой сдвиги и в религиозном сознании. Одну форму религии заменяют другой, находящейся в большем соответствии с вновь сложившимися условиями. Новый комплекс верований появляется тогда, когда в нем возникает необходимость. Для религий древности типичен был национальный характер. Каждая народность обладала своей собственной религией. Боги, созданные таким образом у каждого отдельного народа были национальными богами, и их власть не переходила за границы охраняемой ими национальной области, по ту сторону которых безраздельно правили другие боги. Эти древние национальные религии начали сменяться наднациональными. К религиям, оказывавшим существенное влияние на ситуацию в Восточной Европе Х века, следует отнести: православие, католичество и ислам. Военно-политические следствия выбора великого князя Владимира в пользу православия были очень велики. Сделанный выбор не только дал Владимиру сильного союзника — Византию, но и примирил его с населением собственной столицы, ведь первые христиане в восточнославянском обществе появились задолго до официального крещения Руси, чему способствовали наряду с посольскими торговые контакты, а также связи в военной области. Обращение Ольги в христианство древнерусские летописцы воспринимали как проявление глубочайшей мудрости, присущей княгине. В Начальной летописи сообщается, что убитых по приказу Олега Вещего Аскольда и Дира похоронили: первого на Угорской горе, «где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила - за церковью святой Ирины». Зачем христианам ставить церковь на могиле Аскольда, если тот был язычником? На могиле Аскольда впоследствии был построен храм св. Николы, что указывает на факт принятия Аскольдом христианства. Крещение русских дружин в КПле в 860 г. также имело необычайно важное значение для распространения христианства в Русской земле.
Появление в Киеве и Полянской земле в IX-X столетиях большого количества захоронений по способу ингумации свидетельствует о широком распространении там христианства. Правда, не все ингумированные захоронения можно считать христианскими. К ним не относятся захоронения в срубных могилах. Но таких погребений найдено немного. Основную же массу захоронений составляют ямные погребения с ориентировкой "запад - восток", чрезвычайно характерные для христиан.
|